Телефон регистратуры:
 (17) 398-90-34
 (29) 141-57-04
Наш адрес:
220009 г. Минск, ул. Стахановская, 19
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Дети в семье, где есть тяжелобольной

В трудных ситуациях дети, как и взрослые, нуждают­ся в понимании того, что происходит дома. Помните, что ребенок – равноправный член семьи и он хочет, чтобы с ним обсуждали происходящее.Необходимы простые и доступные объяснения, потому что фантазии детей могут оказаться гораз­до мучительнее для них, чем правда.

Нужно учитывать возраст ребенка, его развитие.

Помните о трудных возрастах, которые могут услож­нить отношение с ним (3, 7, 11–13, 15–16 лет).

Очень часто за словами «пусть он не знает...» скрываются наши собственные страхи; мы боимся открытого разговора с ребенком, а думаем, что за­щищаем его.

Если ребенок вдруг стал беспокоиться по поводу своего здоровья, хочет обследоваться в медицин­ском учреждении, обсудите это с ним.

Учителя в школе часто не знают о постигшем вашу семью горе. Детям стыдно об этом говорить. Найди­те время сходить в школу, детский сад для того, что­бы учителя и воспитатели правильно реагировали на изменения в поведении ребенка.

Берите ребенка с собой в больницу, когда кто-то из родителей или близких находится там. Пусть он оставляет там свои рисунки, фотографии, игрушки.

А если близкий больной человек дома, сделайте так, чтобы ребенок и болеющий участвовали в жиз­ни друг друга: по возможности вместе делали уро­ки, обсуждали все школьные или детсадовские дела и события, организовывали досуг ребенка и т. д.

Если ребенок хочет ухаживать за родным боль­ным человеком, поощрите это желание: он может приносить и уносить что-то, более старшие помогут умыться, покормить и т. д. Но не загружайте ребенка ­сверх меры, следите за его состоянием.

Выясните и устраните причину отказа ребен­ка участвовать в уходе за больным или в визите в больницу: организуйте общение через письма иливидеопослания в телефоне. Из них можно узнать, что особенно тревожит ребенка. Если вам не удается контакт с ребенком, то, наверное, всегда можно най­ти кого-нибудь из взрослых (посредника), которому ребенок симпатизирует и доверяет.

В период траура ребенок должен быть вместе со всеми. Расскажите ему доходчиво и просто о культо­вых традициях, сопровождающих смерть. Каждый ребенок воспринимает смерть по-своему. На это восприятие влияет опыт общения с умирающими, возраст ребенка, его эмоциональное развитие и отношение к смерти его окружения. В зависимости от возраста, дети по-разному воспринимают смерть.

 

0-1 год. В этом возрасте у ребёнка нет сформировавшегося восприятия об уходе в другой мир. Однако, дети остро реагируют на разлуку с родителями и нарушение привычного режима дня.

1-3 года. Такие понятия как «смерть» или «навсегда» еще непонятны ребенку. Даже если он уже встречался со смертью родственника или домашнего питомца, он все еще не до конца понимает связь между жизнью и смертью. Больше всего беспокойства ему передается от окружающих взрослых, которые испытывают сильные отрицательные эмоции.

3-5 лет. Ребенок может воспринимать смерть как нечто, что можно повернуть вспять, как в сказке. Детям этого возраста обычно говорят, что умерший человек попадает на небеса, но ребенку еще сложно понять: тот, кто умер, больше не будет есть, спать или дышать. Ребенок будет задавать много вопросов: почему и как случается смерть. Нужно постараться говорить правду об уходе в другой мир, и не обманывать его, что умерший человек «спит». В некоторых случаях ребенок может решить, что его поступки и мысли являются причиной смерти кого-то близкого, и испытывать стыд и вину за это.

5-11 лет. У детей школьного возраста уже более реалистичный взгляд на понятие смерти. Ребенок может персонифицировать смерть в виде ангела, скелета или призрака. У этом возрасте появляется понимание, что смерть – это навсегда и необратимо. Ребенка могут интересовать подробности смерти как физического процесса, что происходит с телом после смерти. Он начинает бояться своей собственной смерти из-за неизвестности, что будет после. Боязнь неизвестности, отсутствие контроля над ситуацией, расставание с семьей и друзьями – основные источники беспокойства ребенка, связанные со смертью в этом возрасте.

11-15 лет. На восприятие смерти подростком влияет предыдущий опыт и степень эмоционального развития. Большая часть в этом возрасте точно знает, что смерть – это необратимое состояние. Отличие от взрослого в том, что многие подростки имеют ощущение собственной неуязвимости и бессмертия. Они трудно принимают факт того, что и они смертны, так как в этом возрасте происходит самоидентификация, осознание независимости, понимание своего места в жизни.

Ребенок любого возраста крайне нуждается в поддержке, чтобы его кто-то выслушал и помог преодолеть страх.Спросите, хочет ли ребенок пойти на похороны. Пусть этот выбор он сделает сам. Важно, чтобы в эти дни с ним находился кто-то из близких ему взрослых, кто может поддерживать его, обмениваться пережи­ваниями.

Литература:

  1. О хосписах. Материалы для родственников и близких пациента. – М. : Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера», 2015. – 182 с. : табл.
  2. http://health.chla.org/Library/Pediatric/CareTerminallyIll/90,P03044
    1. Коммуникации с детьми и решение эмоциональных проблем в паллиативной помощи. Курс дистанционного обучения. – М.: Р.Валент, 2013, 64 с.